Опрос анкетный


Опрос анкетный
один из основных видов социологического опроса, существенной особенностью которого является использование анкеты, заполняемой респондентом (в отличие от интервью он сам читает вопросы анкеты и сам фиксирует свои ответы). Различают очный (или обычный) и заочный (почтовый и прессовый) О. а. При очном О. а. исследователь может раздавать анкеты респондентам, а затем их собирать, не присутствуя при заполнении (такой вид опроса называется раздаточным). Исследователь может также присутствовать при заполнении анкеты; в зависимости от числа одновременно опрашиваемых такие опросы называют индивидуальными или групповыми. В опросе почтовом анкеты с вопросами рассылаются и возвращаются по почте. В опросе прессовом анкета публикуется в прессе, респонденты вырезают ее из газеты или журнала, заполняют и отсылают исследователям. Достоинство О. а.минимум влияния интервьюера на респондента (в заочных опросах это влияние сведено к нулю). Недостаток отсутствие помощи со стороны интервьюера при заполнении сложных вопросов (для заочных и раздаточных опросов) и отсутствие контроля исследователя за возможным влиянием на ответы респондента ближайшего социального окружения (например, члены семьи подсказывают ответы). О. а. является наиболее распространенным видом сбора социологической информации в нашей стране.


Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины. . 1990.